Истра (Новый Иерусалим)-Оптина пустынь-Клыково

29 апреля -2 мая

День первый:
17:00 – выезд из Йошкар-Олы.
День второй:
— Истра (Новый Иерусалим). Литургия. Экскурсия.
— Переезд в Оптину пустынь.
— Вечерняя служба. Ужин. Ночлег.
День третий:
— Литургия. Поклонение святыням. Экскурсия по монастырю (мощи преподобного Амвросия Оптинского, колодец у скита Оптинских старцев). Обед.
— Клыково – Спаса Нерукотворного пустынь (могила схим. Сепфоры). Экскурсия.
— Шамордино – Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Поклонение святыням. Источник.
— Выезд в Йошкар-Олу.
День четвертый:
Приезд в Йошкар-Олу утром.

Воскресенский Новоиерусалимский  монастырь

История Воскресенского Новоиерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя — Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из 3-х основанных Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более 8-ми лет после своего удаления из Москвы, и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и бывший президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежней красоты монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.

Оптина Пустынь

Оптина пустынь расположена недалеко от города Козельска у опушки соснового бора. Происхождение монастыря относится к концу 14 века. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий. В 17 веке царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной пустыне мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в монастыре возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время. Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.).

Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии. В 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Федор Достоевский, бывали здесь Николай Гоголь, Алексей Толстой, братья Киреевские и Аксаковы. Неоднократно заезжал в Оптину пустынь и Лев Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

После революции монастырь был разорен и закрыт на неопределенное время, было поругано монашеское кладбище, жители монастыря изгнаны, многие арестованы. Обитель возвратили церкви в ноябре 1987 года.

К лику святых причислен любимый народом старец Амвросий и 13 оптинских старцев.

Неподалеку от монастыря на берегу реки Жиздры находится источник с купальней, освящённый в честь преподобного Пафнутия Боровского.

Святыни монастыря:

Святые мощи преподобных Амвросия Оптинского и

Казанская икона Божией Матери

Святые мощи преподобных старцев Оптинских.

Клыково. Мужской монастырь Спаса-Нерукотворного:

Схимонахиня Сепфора. Жизнеописание.

Старица Сепфора молитвенно стояла у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыково. За помощью, советом и молитвой к ней обращались игумены и протоиереи, тысячи людей испытали на себе силу ее огненной молитвы, что как птица летела к Престолу Божию. Матушка Сепфора была прозорливицей.

Будучи слепой, она видела, как зрячая: духовное видение заменяло ей зрение физическое. Она тепло принимала каждого и всегда старалась подсказать решение в проблеме, с которой к ней приехали. И сегодня в Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь нескончаемым потоком текут те, кто ищет ее поддержки и небесного предстояния Матушки Сепфоры.

Каждый год 13 Мая в день памяти старицы тысячи паломников собираются на ее могилке, где и по сей день, продолжаются чудеса.

В миру Дарья Николаевна Шнякина ( урожденная Сенякина ), родилась в крестьянской семье, в селе Глухово Гавриловского уезда Тамбовской губернии 19 марта 1896 года по старому стилю. Отец ее, Николай Алексеевич, крестьянин-середняк и мать, Матрона Герасимовна, были трудолюбивыми, честными, верующими людьми, и неграмотными. Из тринадцати детей, родившихся у них, выжило только трое: Дарья ее брат Василий и Павел, первый брат был впоследствии убит на войне 1914 года, второй при раскулачивании, в начале 30-х годов.

Матушка в конце своей жизни ( а она пожила сто один год ) вспоминала: « Жили мы хорошо с родителями, ходили в храм…, икона на вратах…, монахи были в родне моего отца: один монах, а другой жил как монах все знал…. В маминой родне были три монахини и один монах». Дед Дарьи крестьянин Алексей, много ездил по святым местам. В 1903 году привез внучке четки. Матушка вспоминала также, как учили ее Иисусовой молитве жившие в Глухове при храме Покрова Божьей Матери монахини, обучая ее шитью и ткачеству, они говорили, что во время работы нужно произносить молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную»…

На третьем году войны смертью храбрых пал на поле брани брат .Дарьи Василий. Вскоре скончался отец, ему было в это время всего сорок пять лет. Почувствовав приближение смерти, он зажег свечу и, сжимая ее в холодеющих руках, сказал: « Подержите меня…. Я сейчас умру». Дарье исполнилось двадцать лет. Отец, пока был жив, не выдавал ее замуж, так как знал, что она этого не хочет. Она желала принять иноческий постриг.

Когда после кончины отца, в 1916 году, к ней посватался молодой односельчанин Дмитрий Шнякин, человек верующий, бывший в Сарове и Дивееве, мать Дарьи благословила этот брак. Девушка безропотно подчинилась. Она вошла в большую зажиточную семью: У свекра старосты сельского храма, было четверо сыновей и дочь, большое хозяйство. Он не позволял своим детям после женитьбы отделяться от него и вот в доме собралось пять снох, пять молодых женщин. Дарья стала старшей снохой, которой по чину полагалось за всем следить, всем распоряжаться, словом, домоправительницей. Матушка вспоминала, что ей тогда « лапти некогда было снять, не то что отдохнуть». Она справлялась со всеми делами, и все были ею довольны. И совсем не уставала. Господь давал силы, так как она постоянно помнила о Нем.

Матушка в 1933 году перенесла страшное раскулачивание сопровождавшееся убийством ее родных, ее дом разобрали по бревнышкам. Свекра и свекровь сослали на Соловки. До раскулачивания в период с1917 по 1928 годов у Дарьи родились четыре дочери Александра, Параскева, Лидия и Иулия. Наступила зима, жить стало негде. Дарью с детьми приняла бедная вдова Агафья, которая жила на краю села и была нелюдима. Еще до раскулачивания муж Дарьи уехал в Болохово, что в Тульской губернии строить шахту в надежде заработать и перевезти семью. В Болохове, надо сказать семье не намного стало легче. Та же скудость во всем. Жили долгое время в проходной комнатушке, спали вшестером на полу, соседи через них перешагивали. Отцу чаще всего доставались случайные заработки: то щиты для снегозадержания на железной дороге сколачивать, то на хлебозаводе дрова колоть, то истопником трудиться. Александра и Параскева тоже где могли работали. Сюда, в Болохово, приехала мать Дарьи, Матрона Герасимовна, пожила два месяца и скончалась. В 1937 году семье дали отдельную комнату в коммуналке, стало хоть немного удобнее.

В 1946 году после кончины мужа Матушка с дочерьми переехала в небольшой городок в Тульской обл. Киреевск и еще не будучи монахиней, оставила всякое попечение о земном. Дочери выросли и теперь могли позаботиться о ней, о ее очень небольших нуждах. Однажды в Киреевске Матушка уединенно молилась, и вдруг явились Ангелы, которые стали ходить вокруг нее, совершая какой-то обряд. Когда они начали одевать ее в монашеские одежды, она поняла, что это — постриг. Вскоре Дарья переехала в Лавру и здесь, на исповеди, рассказала о своем чудном пострижении в иночество. Тогда ее благословили на постриг в мантию, который совершили здесь, в Свято — Троицкой Сергиевой Лавре, 20 октября 1967 года она была наречена Досифеей. Это произошло так незаметно, что дочери Матушки не сразу об этом узнали. А в декабре 1989 года владыка Серапион, митрополит Тульский и Белевский, постриг Матушку Досифею в схиму с именем Сепфора. Матушку Сепфору беспокоило то, что ей, схимнице, как она думала, придется умереть в миру. Долго она молилась Матери Божией и вот Та явилась ей однажды ночью во сне, в ее маленькой келлийке в Киреевске. «Ты не умрешь в миру, — сказала Она. — Ты умрешь в Клыкове, в монастыре». Матушка лишь подумала недоуменно: «А где ж оно такое есть?», как Пречистая ответила: «Не надо тебе знать. Придет время — священники сами к тебе приедут». В августе 1995 года Матушку Сепфору посетил будущий наместник монастыря Спаса Нерукотворного пустынь в с. Клыково игумен Михаил, в ту пору  иеродьякон Феодосий, трудившийся над созданием обители. Узнав что он из Клыково, Матушка обрадовалась: «Вот и славно что ты приехал, я ждала! Ты дом строишь?» и услышав утвердительный ответ говорит: «Строй быстрее я приеду к вам жить». К Рождеству 1996 года Матушка посилилась в монастыре в с. Клыково.

За то время что Матушка прожила в Клыково много монахов и мирян получили духовное окормление и утешение в скорбях. Для всех Матушка открывала дверь ко спасению.

Матушка почила 13 мая 1997 года. На могиле Матушки происходят многие чудеса. ее могилке, где и по сей день, продолжаются чудеса.

История монастыря Спаса Нерукотворного пустынь.

История основания монастыря берет свое начало в 1924 г., когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с иеромонахом Пантелеимоном (Шибановым) поселилась в с. Клыкове Козельского района

По материалам сайта Спаса-Нерукотворного пустыни. Клыково

Шамордино. Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину в принадлежавшем ей имении Шамордино. Незаменимой помощницей преподобного Амвросия в устроении пустыни была всецело преданная старцу его духовная дочь схимонахиня София (Болотова, 1845-1888). 1 октября 1884 года в день открытия обители матушка София была назначена ее первой настоятельницей, а обитель стала называться Казанскою в честь чтимой в ней Казанской иконы Божией Матери. Вся жизнь Шамординской пустыни проходила под старческим руководством: богослужебный устав, монастырские порядки, строительные дела, назначение послушаний и др. устраивались с благословения преподобного Амвросия. Число насельниц обители пополнялось большей частью сестрами, которых направлял сюда сам батюшка. Приезжая в Шамордино, он все осматривал, размечал места для строительства будущих храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие. Несмотря на то, что схимонахиня София только четыре года управляла обителью, ей удалось многое сделать за это время и заслужить безграничную любовь сестер. В 1987 году первоначальница Шамординской обители была прославлена в Соборе Тульских святых.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель стала крупным духовным центром, здесь подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. Благодаря щедрому покровительству известного московского купца Сергея Васильевича Перлова были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки: величественный Казанский собор, здание богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», водокачка. При его же содействии были созданы различные мастерские: живописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, коверная и др.

В годы гонений на Православие Шамординскую пустынь постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках. Все земли и угодья обители стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. Но без Божиего благословения и умелого управления огромное хозяйство вскоре пришло в упадок. Все созданное трудом сестер было разорено безбожной властью.

С марта 1990 года в Шамординской пустыни возобновилась монашеская жизнь. Настоятельницей была назначена игумения Никона (Перетягина, 1941-2012), насельница Рижского монастыря. Вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Этот храм является одним из основных в обители, в нем ежедневно совершается весь богослужебный круг.

Сохранившаяся до наших дней келья батюшки Амвросия сейчас находится около храма, недалеко от места своего исторического расположения.

13 августа 2005 года после завершения основных восстановительных работ был освящен Казанский собор, главный храм монастыря. Святейший Патриарх Алексий II и прибывшие с ним архиереи освятили помимо центрального еще два боковых престола.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) были вновь открыты монастырская богадельня и больница, для детей из окрестных селений организована воскресная школа. Обитель имеет собственное подсобное хозяйство: молочную ферму, огороды, поля, пасеку, полностью обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства. Сейчас в Шамордине подвизается более ста тридцати сестер, все они находятся на полном обеспечении, получая от обители все необходимое.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне пустынь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение, что стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей. Эту дату можно считать началом периода расцвета, когда самые тяжелые восстановительные работы были завершены, физические перегрузки первых лет отошли в прошлое и основные силы сестер перенаправлены на духовный труд как основную цель монашеского звания.

Скорбной страницей в истории этого благодатного времени стала безвременная и скоропостижная кончина дорогой и приснопамятной матушки игумении Никоны, последовавшая 28 мая 2012 года. Только вера в бесконечную милость, которую должна обрести у Господа ее праведная душа, помогла сестрам перенести эту утрату.

В настоящее время обитель живет под руководством новой настоятельницы – игумении Сергии (Щербаковой), возведенной в игуменский сан 6 июля 2014 года в Новодевичьем монастыре г.Москвы. Матушка Сергия, бывшая более двадцати лет в монастыре и помогавшая почившей игумении Никоне в делах, продолжила сложившиеся традиции и сложившийся монастырский уклад.

В 2015 году по случаю 25-летия возрождения обители Святейший Патриарх Кирилл вновь посетил Шамординскую пустынь и наградил Казанский собор, отмечавший 10-летие со дня своего освящения, правом служения в нем с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

Под благодатным покровом Божией Матери, преподобного старца Амвросия, матушки Софии возрожденная  Шамординская обитель продолжает жить и возносить смиренные молитвы о  нашем земном Отечестве и православных христианах всего мира.

По материалам Сайта Шамординской обители